Размер шрифта: A A A Изображения: Выключить Включить Цвет сайта: Ц Ц Ц Обычная версия
Сила подражания - МАУ города Ялуторовска 'ЯКЦСОН'
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Сила подражания

   В своих играх дети не только думают, вспоминают, воображают, чувствуют, но и действуют. В играх дети воспроизводят все, что видят, слышат, читают.

   Наиболее важным фактом из психологии детства представляется нам податливость детей внушениям и их подражательность.

   Прежде чем самому что-нибудь сделать, ребенок должен видеть, как это дело делают другие. Только при этом условии он может подражать им и убедиться, что он в состоянии сделать то же самое. Нужны живые хорошие примеры перед глазами детей.

   Правда, что это свойство всех людей, не только детей, но и взрослых. Все мы, взрослые люди, перенимаем друг от друга и мысли, и суждения, и желания, и верования, и вкусы, и слова, и поступки. Без этого не могло бы распространиться ни одно открытие, хотя бы это было открытие самого Ньютона, ни одна мода в покрое платья, ни один обычай, хотя бы он был самым полезным из всех обычаев, ни одно слово, как бы выразительно оно ни было, ни одно верование, ни одна привычка...

  Но ни в каком другом возрасте податливость внушению примеров не встречается в такой преобладающей степени, как в раннем детском и переходном возрасте. Еще Коменский сравнивал детей с обезьянами, которые всему подражают – и дурному, и хорошему. Знаменитый Пирогов объясняет свой выбор медицинской карьеры огромным впечатлением, какое произвел на него в детстве известный московский врач...

   Посмотрите, с какой гордостью, раскрасневшись, с высунутым языком тащит иной ребенок по поручению матери ведро с водой: он делает работу взрослых, он подражает им.

   И каждые отец и мать, каждый учитель служат таким же наглядным пособием в воспитании детей, каким, например, живые растения служат при изучении ботаники.

   Больше того, все мы, если только мы встречаемся с детьми, говорим с ними, мы все служим наглядным пособием в их воспитании и, быть может, единственным пособием и, во всяком случае, самым главным пособием. В тот момент, когда мы думаем, что ребенок занят своими играми, он внимательно слушает и следит за нами, и какое-нибудь наше действие или слово окажет решающее влияние на его ум, доставит ему или радость, или горе. Каждое наше слово, каждый наш жест, не говоря уже о поступках, раз их увидит ребенок, могут служить для него примером подражания.

   Если мы ведем дурную жизнь, она отражается и на наших детях.

  Когда одного маленького мальчика спросили, что он будет делать, когда вырастет, тот отвечал с достоинством и решительностью: «Я буду напиваться, как мой отец». Хотим мы этого или не хотим, но мы воспитываем детей всем своим поведением, своим образом жизни, каждым своим поступком.

  И этот факт налагает на нас огромную ответственность. Наша жизнь, отраженная таким образом в душе детей, перейдет вместе с ними в будущее, – к нашим внукам и правнукам.

   Детки чутки. Их сердце, говоря словами поэта, «тем не убедится, что не от сердца говорится». Чтобы заразить детей добротой, мы сами должны чувствовать тепло в своей душе. Чтобы заразить детей светлым, бодрым настроением, мы должны сами чувствовать себя бодрыми. Чтобы внушить детям хорошие стремления, мы сами должны их чувствовать в себе. Чтобы воспитать человека, надо самому чувствовать себя человеком в лучшем смысле этого слова.

   Так как мы все являемся до известной степени примерами подражания для детей, то мы могли бы рассматривать каждый свой поступок именно с этой точки зрения...

   Итак, самым ценным наглядным пособием нравственного воспитания являются хорошие люди, окружающие ребенка и служащие ему образцом для подражания. Сила же подражания так велика, значение ее так громадно... Без подражания было бы невозможно распространение культуры, идей, социальных движений, общественных учреждений, обычаев, моды. Если на детей про-стое чтение путешествий действует так сильно, что некоторые из них наивно бросают школу и отправляются путешествовать, то во сколько же раз сильнее должен действовать на них пример любимого учителя, родителей.

 

Источник: Вахтеров В.П. Предметный метод обучения II Бунаков Н.Ф и др. Учителю начальной школы. М., 1964. С. 270-272

Опубликована: 20.07.2017



Оценка(0)
Оценить статью: