Размер шрифта: A A A Изображения: Выключить Включить Цвет сайта: Ц1 Ц2 Ц3 Обычная версия
Развитие тонкой моторики как средство, активизирующее речь. - МАУ города Ялуторовска 'ЯКЦСОН'
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Развитие тонкой моторики как средство, активизирующее речь.

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики?  Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем  самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному ребенку можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужны простые упражнения со стихотворным текстом. Помогают и элементарные навыки самообслуживания: застегнуть и расстегнуть пуговицы, завязать шнурки и т.д.

И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений рук становится важной частью подготовки к письму. В формировании пространственных представлений, обучении различению предметов  по форме и цвету необходимы: кубики, конструкторы, мозаики, сборные игрушки, пирамидки, матрешки, головоломки, принадлежности для вышивания, лепки, шитья и т.д.

В играх используются и подручные материалы: прищепки, пуговицы, бусы, крупа и т.д.

Возьмите яркий поднос. Тонким слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Пусть малыш сам нарисует несколько. Затем вместе нарисуйте заборчик, дождик, солнышко, буквы и т.д.

Подберите пуговицы разного цвета и размера. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, снеговика, бабочку, бусы и т.д. Сначала выкладываете рисунок сами, потом попросите ребенка сделать это самостоятельно. После того, как малыш научится, предложите ему придумывать свои варианты рисунков.

Возьмите решетку для раковины, обычно она состоит из множества клеток. Ребенок «ходит» указательным  и средним пальцами, как ножками, по этим  клеткам,  стараясь делать шаги на каждый ударный слог.

На веревочке или шнурке завяжите 12 узлов. Ребенок, перебирая  узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку.

Полезны и игры-шнуровки: развивают сенсомоторную координацию, пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий «вверху «, «внизу», «справа», «слева», развивают речь, творческие способности.

Но для занятий с «домашними» игрушками есть правила:

Они не должны лежать в одном месте с другими игрушками. Выдавайте их только на занятие, а после убирайте, иначе иссякнет интерес ребенка.

Следует помнить, что  ребенок увлечется игрой ненадолго. Поэтому игра должна быть совместной, необходимо участие и ободряющее внимание взрослого.

И,  если ребенок не проявил интереса к игре, что часто случается, значит нужно  предложить её попозже, учитывая его индивидуальное развитие.

В игре формируется символическая деятельность: кубик может стать машиной,  карандаш - ложкой. Такое превращение готовит к восприятию   письменной речи. От уровня развития игровой деятельности зависит уровень мышления, воображения, речи.  А игры с правилами развивают навыки самоконтроля, социальных форм поведения. Поддерживайте желание ребенка  придумывать свои собственные игры.

Опубликована: 13.02.2018



Оценка(0)
Оценить статью: