Положение
о Школе замещающих родителей
I. Общее положение
1.1. Настоящее Положение регулирует деятельность Школы замещающих родителей (далее – Школа). Школа замещающих родителей занимается
подготовкой граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи на воспитание в иных установленных семейным законодательством РФ формах.
1.2. Школа функционирует на базе МАУ г. Ялуторовска «Ялуторовский комплексный центр социального обслуживания населения».
1.3. Школа в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, Конвенцией о правах ребенка, законами Российской Федерации и Тюменской области, решениями правительства Российской Федерации и Тюменской области, приказами Министерства образования и науки Российской Федерации, касающимися семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и настоящим положением.
1.4. Подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами, осуществляется в соответствии с требованиями приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08. 2012 г. № 623 «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации» и приказами Департамента социального развития Тюменской области от 16.05.2012 г. № 153-п «Об утверждении Программы подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи на воспитание в иных установленных семейным законодательством РФ формах».
1.5. Положение определяет порядок и организацию деятельности Школы.
1.6. Реализация запланированных мероприятий в рамках деятельности Школы осуществляется специалистами МАУ г. Ялуторовска «Ялуторовский комплексный центр социального обслуживания населения» и Комитета образования администрации г. Ялуторовска.
II. Цель и задачи Школы замещающих родителей
2.1. Главной целью Школы замещающих родителей является повышение психолого-педагогической, правовой компетенции граждан, желающих принять ребенка в семью, для организации будущими замещающими родителями успешной адаптации приемного ребенка в семье.
Продолжительность курсов: 30,5 и 80 часов.
Форма обучения: очная, заочная.
Место проведения: МАУ г. Ялуторовска «Ялуторовский комплексный центр социального обслуживания населения».
2.2. Задачи Школы замещающих родителей:
2.2.1. Создание единой правовой, информационной и методической базы по вопросам жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2.2.2. Формирование социальной, педагогической, психологической готовности замещающих родителей к приёму ребенка в семью.
2.2.3. Повышение юридической, медицинской, психолого-педагогической и социально-правовой компетенции замещающих родителей.
2.2.4. Повышение социального статуса замещающей семьи.
III. Основные принципы работы Школы замещающих родителей
3.1. Принцип гуманистической направленности и приоритетности интересов ребёнка, ценностного подхода к формированию и принятию личности ребёнка в замещающей семье.
3.2. Принцип комплексной поддержки замещающей семьи на каждом этапе её развития.
3.3. Принцип личностной взаимосвязи (детей и взрослых), предполагающий создание гармоничных отношений в семье, принимающей ребёнка.
3.4. Принцип доступности информации об особенностях развития, адаптации, обучения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
3.5 Принцип конфиденциальности информации, полученной в ходе работы с замещающей семьей.
IV. Основные направления деятельности
4.1. Экспертно-диагностическое направление
4.1.1.Проведение психолого-педагогической диагностики граждан на определение готовности и мотивации принятия ребенка в семью, составление заключения по итогам диагностики.
4.1.2. Проведение оценки проблемной ситуации в замещающих семьях.
4.2. Практическое направление
4.2.1. Проведение цикла лекционно-практических занятий, обеспечивающих реализацию обучающего этапа программы Школы.
4.2.2. Оказание психолого-педагогической и социально-правовой помощи замещающим семьям на разных стадиях развития семьи (по запросу).
4.2.3. Проведение консультаций для замещающих семей.
4.3. Информационно-методическое направление
4.3.1. Разработка информационных и методических материалов для осуществления программных мероприятий Школы.
4.3.2. Обеспечение информационно – методической поддержки граждан, прошедших подготовку в Школе.
4.3.3 Формирование информационно-методической базы для специалистов, занимающихся вопросами жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
V. Организация деятельности Школы замещающих родителей
5.1. Организация деятельности Школы строится с учётом рабочего учебного плана, графика работы, расписания занятий. Занятия проводятся ежемесячно по мере формирования групп.
5.2. Занятия в Школе проводятся в форме лекций, семинаров, практических занятий и тренингов.
5.3. Учебно- методический план Программы, продолжительностью 30,5 часов:
№ п/п |
Темы |
Количество часов |
Форма контроля |
|||
все-го |
в том числе |
|||||
лекция |
семинары-тренинги |
индивидуальное консультирование |
|
|||
1 |
Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители |
2 |
1 |
|
1 |
|
2 |
Содержание и цели программы подготовки кандидатов в приемные родители |
3 |
1 |
1 |
1 |
Структурированное интервью, психодиагностика |
3 |
Особенности развития ребенка |
3 |
1 |
1 |
1 |
|
4 |
Ранее проявление психических заболеваний у детей и подростков |
1 |
1 |
|
||
5 |
Психические расстройства молодого поколения, вызванные современными технологиями |
1 |
1 |
|
||
6 |
Жестокое обращение с ребенком и его последствия для развития ребенка |
4 |
1 |
2 |
1 |
|
7 |
Особенности развития ребенка, оставшегося без попечения родителей |
4 |
1 |
2 |
1 |
|
8 |
Представления о семье как о развивающейся системе. Роль семьи в обеспечении потребностей развития ребенка |
3 |
2 |
1 |
|
|
9 |
"Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка |
5 |
1 |
2 |
2 |
|
10 |
Особенности полового воспитания приемного ребенка |
2 |
2 |
|
||
11 |
Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители, итоговые рекомендации по приему ребенка в семью |
2 |
1 |
1 |
|
|
12 |
Итоговый контроль знаний |
0,5 |
0,5 |
Собеседование |
||
13 |
Всего |
30,5 |
8 |
13 |
9,5 |
|
Темы: «Обеспечение безопасной среды для ребенка. Охрана здоровья ребенка, в том числе ребенка с ограниченными возможностями здоровья, больного ребенка или ребенка- инвалида», «Адаптация ребенка в приемной семье» даются для самостоятельного изучения и обсуждаются на индивидуальных консультациях, учитывая потребности граждан.
Учебно- методический план Программы, продолжительностью 80 часов:
№ п/п |
Темы |
Количество часов |
Форма контроля |
|||
все-го |
в том числе |
|||||
лекция |
семинары-тренинги |
индивидуальное консультирование |
|
|||
1 |
Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители |
2 |
1 |
|
1 |
Структурированное интервью, психодиагностика |
2 |
Содержание и цели программы подготовки кандидатов в приемные родители |
5,5 |
1 |
2 |
2,5 |
|
3 |
Проблема подбора семьи и ребенка. Потребности развития приемного ребенка. Компетенции (ценности, знания и умения) по его воспитанию и понятие о мотивации приемных родителей. |
4 |
2 |
2 |
|
|
4 |
Особенности развития ребенка |
4 |
2 |
1 |
1 |
|
5 |
Ранее проявление психических заболеваний у детей и подростков |
1 |
1 |
|
||
6 |
Психические расстройства молодого поколения, вызванные современными технологиями |
1 |
1 |
|
||
7 |
Жестокое обращение с ребенком и его последствия для развития ребенка |
6 |
1 |
4 |
1 |
|
8 |
Особенности развития ребенка, оставшегося без попечения родителей |
6 |
1 |
3 |
2 |
|
9 |
Представления о семье как о развивающейся системе. Роль семьи в обеспечении потребностей развития ребенка |
6 |
1 |
3 |
2 |
|
10 |
Адаптация ребенка в приемной семье |
19 |
3 |
12 |
4 |
|
11 |
"Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка |
6 |
1 |
3 |
2 |
|
12 |
Обеспечение безопасной среды для ребенка. Охрана здоровья ребенка, в том числе ребенка с ограниченными возможностями здоровья, больного ребенка или ребенка- инвалида |
5 |
1 |
2 |
2 |
|
13 |
Особенности полового воспитания приемного ребенка |
4 |
1 |
2 |
1 |
|
14 |
Родительские и профессиональные роли приемной семьи и ее дальнейшее взаимодействие с другими организациями, предоставляющими услуги детям и семьям |
4 |
1 |
3 |
|
|
15 |
Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан, права и обязанности будущих опекунов |
4 |
4 |
|
||
16 |
Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители, итоговые рекомендации по приему ребенка в семью |
2 |
1 |
1 |
|
|
17 |
Итоговый контроль знаний |
0,5 |
0,5 |
Собеседование |
||
18 |
Всего |
80 |
22 |
38 |
20 |
|
При проведении занятий используются информационные, учебно – методические материалы, в том числе видеоматериалы, полученные от АУ ТО ДПО и РСТ «Семья».
5.4. Итоговый контроль знаний по Программе подготовки
По окончании прохождения подготовки предусмотрен итоговый контроль полученных знаний, умений в форме собеседования.
5.5. Занятия в Школе проводятся на безвозмездной основе по 30,5 и по 80- часовой программе.
5.6. Группы слушателей Школы формируются на основании заявки отдела по опеке, попечительству и охрана прав детства г. Ялуторовска, либо личного заявления кандидата в замещающие родители.
5.7. По результатам психолого-педагогической диагностики готовится заключение на кандидата в замещающие родители, которое передается кандидату лично.
5.8. По окончании обучения слушатели получают следующие документы и материалы:
5.8.1. Свидетельство об обучении в Школе;
5.8.2. Справочно-информационные пособия, буклеты, памятки;
5.9. Дальнейшее повышение квалификации родителей проводится в течение всего времени проживания ребенка в замещающей семье согласно плана работы и по запросу граждан, воспитывающих приемных детей или отдела по опеке, попечительству и охрана прав детства г. Ялуторовска.
VI. Участники процесса
6.1. Граждане, выразившие желание стать опекунами или попечителями.
6.2. Семьи, воспитывающие приемных детей.
6.3. Специалисты Центра: руководители, юристы, педагоги – психологи, социальные педагоги.
6.4. Специалисты Комитета образования: валеологи.
6.5. К организации и проведению образовательного процесса привлекаются научные сотрудники, общественные деятели, социальные работники, специалисты отдела по опеке, попечительству и охрана прав детства г. Ялуторовска, приемные родители, имеющие опыт воспитания приемных детей.
VII. Обязательные требования к слушателям Школы замещающих родителей
7.1. Уважительно относиться к другим слушателям и преподавателям, не давать оценки их личности.
7.2. Говорить только о собственных чувствах, не навязывать свою точку зрения другим.
7.3. Не вести религиозную, политическую или коммерческую пропаганду и рекламу.
VIII. Обязательные требования к преподавателям Школы замещающих родителей
8.1. Психолог: высшее профессиональное образование, стаж работы в данной должности не менее трех лет, либо высшее профессиональное образование и дополнительная профессиональная подготовка по направлению подготовки «Педагогика и психология». Наличие сертификата прохождения Школы замещающих родителей в АУ ТО ДПО «Областной центр «Семья».
8.2. Юрист: высшее профессиональное образование, стаж работы в данной должности не менее трех лет. Знание нормативно-правовых актов по жизнеустройству детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
8.3. Валеолог: высшее профессиональное образование, либо высшее профессиональное образование и дополнительная профессиональная подготовка по направлению «Валеология», стаж работы в данной должности не менее трех лет.
8.4. Привлечение к работе Школы замещающих родителей, научных деятелей, специалистов отдела по опеке, попечительству и охрана прав детства г. Ялуторовска, имеющих опыт работы в системе жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.